Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Основные проблемы молодежи в современной россии

Социализация молодежи в современной России Министерство образования Российской Федерации Сибирский государственный технологический университет Факультет: Гуманитарный Кафедра: Социальная работа Министерство образования Российской Федерации Сибирский государственный технологический университет Факультет: Гуманитарный Кафедра: Социальная работа Курсовая работа Социализация молодежи в современной России Выполнил студент : Рекида СибГТУ Проверил: Медведева Тема курсовой работы: «Социализации молодежи в современной России». Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России. Объект: Молодежь В первой главе описывается, что такое социализация. Факторы, которые влияют на социализацию. Дается также классификация форм социализации, соотношение социализации и ювентинизации. Во второй главе представлены основные проблемы социализации молодежи в России. Здесь рассматривается процесс становления личности. Влияние экономических и социально-политических факторов, а также влияние молодежи на воспроизводство будущего российского общества. Ключевые слова: социализация, молодежь, ювентизация, личность, общество. Курсовая работа выполнена на 45 страницах текста, с использованием 31 источника литературы. Содержание Введение Социализация современной молодежи 1. Проблемы социализации молодежи в России Заключение Библиографический список Актуальность. Социализации молодежи в современной России, это очень актуальная тема на сегодняшний день. В наше время существует множество трудностей по устройству молодежи в жизни. Ведь государство уделяет совсем мало внимания подрастающему поколению. Социализация представляется как процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Цель социализации, таким образом, видится в формировании социально активной личности, действия которой регулируется социальными нормами и общественными интересами. Это определение характеризует социализацию как позитивный процесс в развитии общества и каждого отдельного индивида. Однако любому обществу присуща и негативная социализация, когда молодой человек выбирает криминальный путь или становится наркоманом. Например, в 2008 году было зарегистрировано 3,302 млн. А сколько незарегистрированных преступлений. Многие потерпевшие не обращаются в органы МВД или просто сами же сотрудники не регистрируют преступления. Основную часть преступников составляют подростки 14-18 и молодые люди 18-30. Подростки совершают и тяжкие преступления. Процветают и преступные группировки, которые привлекают подростков тем, что в них подростки находят защиту и понимание, которых им не может обеспечить государство, семья, школа или вуз. Взрослые не поймут этих проблем. Проблема социализации молодежи очень важна на сегодняшний день. От этого зависит будущее любого государства. Общие проблемы социализации, сущности и содержания этого процесса анализируется в работах Постановка проблем социализации молодежи в условиях НТП дана в работах Стадии и этапы процесса социализации, их характеристики и критерии выделения рассматриваются в работах Институты социализации анализируются в работах До сих пор интересны и полезны, на наш взгляд, работы зарубежных ученых, в которых анализируются взаимоотношения между поколениями в современных условиях. Это монографии, авторами которых являются Уникальным по своему энциклопедическому характеру является издание под редакцией Гозлинга, которое охватывает около 30 проблем социализации. Анализу процесса социализации в современном динамичном мире посвящена работа Но, несмотря на довольно хорошую разработанность, сегодня в наших гуманитарных науках проблемы социализации скорее намечены, чем глубоко проанализированы. Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, а также определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России. Задачи первой главы : - Дать определение социализации. Показать влияние экономических и социально-политических факторов на социализацию молодежи. Определить роль социализации молодежи для будущего России. Социализация современной молодежи Грядущие перемены российского общества потенциально содержатся не только в тенденциях, существующих в настоящее время в социальной, экономической и политической сферах, но и в ценностных ориентациях и менталитете молодых людей, которые через некоторое время составят значительную часть трудоспособного населения страны. Сейчас в России проживает более 30 миллионов человек в возрасте 15-29 лет - свыше 21% от общей численности населения. Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составляет приблизительно 34%, через несколько лет к 2011 году она увеличится и достигнет в среднем по стране 37% в российских регионах её численность будет колебаться от 30 до 50%. Данный процесс может сопровождаться абсолютным сокращением численности российских трудовых ресурсов. Именно молодежь в настоящее время большей частью поддерживает экономические реформы и является социальной базой для происходящей макроэкономической трансформации. Поддержка экономических преобразований молодыми людьми тесно увязана с их ожиданиями повышения уровня жизни, профессионального роста, достаточно высоким образовательным их уровнем, отсутствием у них стойких стереотипов в экономическом мышлении. Однако знания и установки молодых людей, которые они получают в процессе обучения в учебных заведениях и, связанные с ожиданиями работы в современных условиях на новейшей технике, не соответствуют реалиям российского производства. Ситуация в области исследования молодежной проблематики свидетельствует о том, что целостного представления о российской молодежи еще не сложилось, и у исследователей нет четких ответов на ключевые вопросы: Сформировалось ли в России постперестроечное поколение? Отражает ли сегодняшняя молодежь дух перемен? Каков герой нашего времени? На кого ориентирована молодежь? Ответы на эти вопросы можно получить, только проанализировав изменения, происходящие в молодежной среде. Для этого нам, прежде всего, необходимо определить, что же такое социализация, какие признаки для нее характерны и какие функции она выполняет. Кон, - близка русскому слову воспитание», значение которого значительно шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека: 1. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье. Включение в «группы равных», т. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В разных культурах часто существуют особые церемонии при переходе человека из одной возрастной группы в другую. Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: «физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста. Это формальный процесс - определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакция учителей на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. Отношения равенства тоже часто формируются в школе, и система школьной жизни усиливает их влияние. Это очень сильный фактор воздействия на поведения и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. Влияют на социализацию индивида. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. Тоже играют свою роль в социализации. С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует. Социализация является источником процесса индивидуализации и свободы. Это особенно важно учитывать сейчас, когда изменения в экономической, социально-политической и культурной сферах происходят очень быстро, ломая привычные жизненные стереотипы, порождая психологическое состояние беспокойства и неуверенности в будущем. Классификация форм социализации Классификацию форм социализации можно проводить многим основаниями, хотя охватить все заведомо, не удаться. Лукман, главные представители этого направления, выделяют две основные формы социализации — первичную и вторичную. Решающее значение для судьбы и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников. При первичной социализации нет никаких проблем с идентификации, поскольку нет выбора значимых. Так как у ребенка выбирает выбора значимых других, его идентификация, поскольку нет выбора других, его идентификация с ним оказывается квазиавтоматической. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единство существующий и единственно мыслимый. Именно по этому мир, итрернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации. Другой вид социализации обеспечивают многочисленные социальные институты, в том числе школа и образование. Иными словами, в процессе первичной социализации человек приобретает «базисный мир», и все последующие шаги образовательной или социализационной деятельности так или иначе должны согласовываться с конструктами этого мира. Лукман указывают, что на определенном этапе исторического развития первичная социализация была простым воспроизводством общества и это можно отождествить с марксовым простым воспроизводством. То есть все воспроизводимое в первом секторе, потреблялось вторым и обеспечивало его функционирование. Но в процессе общественного воспроизводства развивалась внешняя среда, которая резко изменилась, начиная с индустриальной эпохи. И эта эпоха уже потребовала создания социализированных институтов внесемейной или вторичной, социализации: дошкольного образования, т. Эти институты возникли, во-первых, частью заменяя институты первичной социализации, а, частью восполняя то, что семья уже в принципе дать, не могла. Ведь если у человека родители учителя, а он идет работать токарем, научить его этому родители не в состоянии. Появляется целая сфера деятельности, связанная с разделением труда и необходимостью освоения различных специализированных функции — профессиональное образование, которой стало нужно специально заниматься. И там надо не только обучать, но и социализировать. Поэтому можно сказать, что на этапе перехода к зрелому индустриальному обществу возникает и зрелая форма вторичной социализации. Однако первичная при этом не исчезает. Если посмотреть на нее исторически, то роль семьи и ближайшего родственного окружения постоянно меняется — в разных странах, в разных ситуациях этих стран. Например, главнейший институт вторичной социализации - образование в наше время тоже начинает терять свои позиции и влияние в определенных аспектах. Это связано с научно-технической революции, с возникновением и установлением новых форм обмена информацией и массовой коммуникации — система массовой информации, телевидение, видео. Потому что у них есть то, чем раньше была наделена семья, но обделены формы вторичной социализации, - возможность эмоционального воздействия, а так же сегодня еще и близость, доступность, обыденность. Плюс опора хотя нередко подтасованная иллюзорная на объективные знания специалистов, широта и массовость распространения, которые гарантируют авторитет у социализируемой аудитории. По прежним теоретическим прогнозам семья, препятствующая слиянию индивидов в большие общности, как того требовала глобализация исторического развития человечества, в эпоху индустриального общества должна была отмереть. Однако еще ничего подобного не произошло, во всяком случае. И даже тенденция такая не замечена, несмотря на растущую статистику разводов, неполных семей и брошенных детей. Сейчас в России хотя возможно, что это влияние кризисного времении в традиционных обществах юго-восточной Азии, Латинской Америки, и даже в развитых странах Запада семья и работа занимают ведущие позиции на шкале одобряемых ценностей и типов жизнедеятельности. В числе прочих объяснений этого феномена можно допустить и предположение, что за этим стоит эмпирическая ненайденность и неапробированность других форм организации жизни. Человечество просто ничего не может предложить иного, нет другого способа организации жизненного пространства индивида, начиная с быта и кончая его человеческим опытом. Вместе с тем можно поставить вопрос, касающийся рассмотренных взаимоотношений первичной и вторичной социализации. Можно одним действием осуществить анализ содержания, так же рассмотрев при этом еще одну классификацию форм социализации — по субъекту социализации, каким является семья, нация человечество. Итак, может ли сейчас выжить общество, выстраивающая лишь первичную, т. В ней традиционной нормой социализации является стремление научить жить, подготовиться к самостоятельной жизни. Научили жить продолжать род, отвечать за детей — значит социализировали. Но это относительно такой локальной группы как семья. Более крупная социальная группа — нация. Там социализировать, учитывая общественное разделение труда, - значит одну часть населения научить хлеб растить, другую — воевать, третью — детей обучать и т. В условиях современной научно-технической революции, с учетом глобализации человеческой деятельности и мировых коммуникаций, по логике вещей субъектом деятельности становится все человечество, социализовывать должно все человечество и делать это по-новому, сквозь призму общечеловеческих интересов и ценностей. Это даже получило отражение в лозунгах дня. Ведь социализуя отдельного индивида через институты социализации, семью и школу, мы формируем его державную, национально-этническую или другую принадлежность, без этого нет культуры, нет образования, ибо до уровня космополитической социализации современный мир деятельностно не дорос. Кроме того во многих сообществах, странах и нациях сохраняется традиционно — корневая система социализации — религия, отношение к высшим традиционным ценностям, к божественному. При этом там не отказываются ни от национальной, ни от религиозной более того, конкретно-конфессиональной принадлежности. Причем нельзя не заметить, что в истории именно частный интерес не редко давал прецеденты наиболее состоятельных способов социализации. Возьмем Древний Египет или Древнюю Грецию - там сплачивали и воспитывали общество внешнего военного врага. Потом появилось христианство, ему противостоит новый образ врага — иноверец, басурманин. И под эту норму социализируется общество. Потом появляются нации, возникает национализм и патриотизм как норма социализации, и под них выстраивается образование и воспитание. Тесно связанно с данной классификацией является разделение форм социализации по степени направленности и широте охвата объекта на индивидуальную и тоталитарную социализацию. Первая направлена на индивида и формирует самоидентификацию Я с другими индивидами или с конкретным сообществом. Вторая охватывает все определенное сообщество, мы формируя самоидентификациюкоторая является тотальной. Она особенно важна для гражданской и политической социализации, на этом воспитывается патриотизм, обеспечивается расцвет общества и государства, выигрываются войны исторические акции. Отметим что, здесь практически исключена борьба поколений. Каждого индивида, личностно самоопределившегося, строит в общий ряд, как в Южной Корее, где в начале года на нацию спускается единый план, исходя из которого каждый гражданин планирует свою жизнедеятельность на этот год. Задана цель, и под нее все выстраивают свои проекты и планы. Это и есть тотальная социализация. Но в Корее это возможно в силу наличия многих специфических предпосылок, что дано далеко не каждому сообществу. Возможно, например, что не маловажную роль в реализации такой тотальной социализации сыграл факт, что там огромное количество университетов и лиц с высшим образованием, способных к абстрактному мышлению. Тогда в отношении к России мы получим обратную формулу. Чем меньше у нас лиц с высшим образованием и способностью к абстрактному мышлению, тем меньше у нас возможность реализовать такую модель тоталитарной социализации, именно как сознательную модель. В этом случае нам остаются другие модели, например, модель мобилизационной социализации. Мобилизационная ситуация чаще всего вынуждает к такой социализации, которая направлена на подведение всего населения к «единому знаменателю», к единству действии, мыслей, целей, ценностей. Как только уходит мобилизационная ситуация, появляется множество возможностей для построения различных норм социализации. И нередко сказать что, у данного общества, особенно на Востоке, есть какая - то норма социализации, не удается. Нет там одного Я, а есть несколько кругов и множество ролей, а потому социализация получается гибкой. При этом отметим, что так складывается у японцев с их развитым мышлением. В сфере образования возник и получил развитие свой спектр форм социализационной деятельности. По целям и объектам освоения элементов культуры социальная адаптация- первая историческая форма адаптации — разделяется на три направления, или уровня — обучение, воспитание и собственно образование или формирование гражданства. Передача трудовых навыков, норм орудийно-предметной деятельности, действия по образцу с материальными предметами а позднее с символическими объектами- представлениями, знаниями, языками. Воспитание появилось, когда у общества появились задачи по воспроизводству и передаче норм коллективной жизнедеятельности, отношения индивида к соратникам по совместному труду и совместному проживанию, к быту и окружению. Трансляция в новые поколения социально-групповой ценностной ориентации, норм группового общежития и стало задачей воспитания. А с переходом к межродовой и межплеменным отношениям появляется новый уровень социализации. Это — в современных терминах, уровень формирования гражданственности. Здесь ценностью и целью социализации становятся социально-этническое самоопределение, культурно-историческая принадлежность и патриотизм, т. Далее, приведем классификацию форм социализации, связанных с образованием. По этому основанию, в тот или иной исторический момент в обществе будет доминировать либо формальное образование наряду с другими формами институциональной социализациилибо неформальная социализация. Последняя формируется структурами повседневности, бытовым взаимодействием людей в простых и неспециализированных акциях совместного проживания. Возникла она в раннем обществе, для которого характерны естественное разделение труда, синтетичных социальных процессов, отсутствие четкого деления на социальные группы. Внутри образования еще существует разделение на общее и специальное. И хотя здесь классификация другого уровня, но здесь важно указать то, что функционально эти два уровня и вида образования разнонаправлены и реализуют разные цели социализации. Среднее общее или основное, образование призвано обеспечить социальную адаптацию нового поколения, т. Это, значит, развить у его представителей индивидуальное и групповое мышление, природные творческие задатки, наделить их элементарными представлениями и навыками жизнедеятельности в данном обществе, знанием основных институтов, норм и правил поведения, сформировать основные ценностные установки трудолюбие, любознательность, лояльность, толерантность, законопослушность и др. А высшее, профессиональное, образование реализует совершенно другую форму и цель социализации, не сводимому к конкретно- социональной адаптации. Его цель и форма - профессиолизация, т. Эта форма социализации допускает моменты конкретно-социальной дезадаптации, поскольку допускает и даже предполагает расширение культурного горизонта за пределы наличного бытия конкретного социума. Еще одна классификация форм социализации — по видам будущего, простому и сложному, о которых мы прежде упоминали. По этому основанию, соответственно, происходит деление на адаптационную инновационную социализацию. Традиционно социализация выстраивается в рамках простого будущего, т. Далее, общеизвестна зависимость между социализационной деятельностью и обществом, которое ее осуществляет. Так с точки зрения разнообразия культурно-исторической определенности целостных общественных формирований сообществпропорционально возрастает и многовариантность культурно-исторических моделей и проектов социализации. С учетом характера исторического момента, присущих ему скорости интенсивности социальных изменений, а так же социальной роли традиций, социализацию делят на традиционную и модернизационную. При этом выделяют две полярные группы стран, между которыми остальные занимают переходные позиции. На одном полюсе находятся страны, которым присуща традиционная социализация. Она осуществляется на основе и посредством механизма традиций в странах с традиционным типом развития Япония, Китай. На другом полюсе располагаются страны, которым присуща модернизационная социализация. Она характерна для стран, не имевших традиционный уклад США или переживших его слом и оставшихся без традиционных механизмов регуляции социальных процессов. Такие потери происходят в результате социальных революций и модернизаций, они свойственны так же для тех стран, которые пребывают ныне в этом состоянии. Дополним предложенную классификацию еще двумя вполне уместными здесь формами. Сюда же можно отнести переходную социализацию, характерную для обществ переходного периода. Когда старые традиции еще не до конца разрушены, а новые еще не до конца отстроены, общество избирает новые ориентиры цели и ценностино с трудом адаптирует к ним существующие социальные факторы. Это усложняет социализационную деятельность, трансформирует или смазывает общую картину социализационных процессов, присущих «чистым» типам. И четвертой формой в этом наборе является мобилизационная социализация. Мобилизационным типом развития общества и соответствующей ему социализации называется «развитие, ориентированное на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. Понятно, что мобилизационная форма социализации характерна для обществ, переживающих экстремальные периоды развития, требующие концентрации социальных ресурсов на жизнеопределяющих для социума вопросах, для быстрого и эффективного разрешения наиболее важных и злободневных проблем. В ней есть элементы, обезличивающие унификации и манипулятивности, но она активизируется в такое время, когда уже никого не интересует твое Я, твое самоопределение, твои права. Ближайший пример — это война. Там простота проекта — выжить — понятна человеку без всяких рефлексов. И он выстраивает свою деятельность так, что бы выжить вместе со всеми. Эта классификация необязательно совпадает с формационным делением. Но есть моменты, когда можно указать преимущество присущей тому обществу социализации. Типология мирового социума с учетом геополитического и государственно-управленческого факторов порождает и типологию качественно различающихся национально — региональных моделей социализации касается в основном институциональных форм социализации. Еще одна чрезвычайно важная классификация - по социализирующей среде, т. Сейчас следует выделить три поля, три мощных социализирующих фактора — вещественно — предметный взаимодействие с которым происходит объективно, стихийно и дает, такие непредсказуемые последствия социализации, которые никогда не проектировалисьсоциально-институциональный информационный Система массовой информации. Здесь соответственно три формы социализации — вещная, социальная информационная. Так же есть еще одна классификация, которую мы уже затронули - это стихийная так осуществляется традиционная социализация и специализированная профессиональная, чем стала современная социализация. Классификацию форм социализации можно было бы продолжить и. Например, по сферам или формам деятельности — производственная, профессиональная, социально-групповая, политическая, идеологическая и т. К примеру, специалисты считают, что если в свое время первичная социализация не состоялась, то какой бы хорошей не была вторичная, то человек уже не будет полноценно социализирован. Социализация молодежи не является лишь пассивным отражением действительности, своеобразным зеркалом социальных условий и общественных воздействии. Такое понимание роли молодежи было бы примитивным, ибо задача воспитания сводилась бы к выработке механизма адоптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. А это исключало бы прогресс, движение. Именно поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Это своеобразный процесс общественного омоложения, противодействующий косности, инерции, застою. Известный болгарский социолог Митев назвал его «ювентизацией». Это понятие «описывает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. Итак, включение молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь молодежи. Однако здесь важно иметь в виду, что ювентизация может приобретать крайне и односторонние формы отрицания всего предшествующего опыта, культурного наследия: псевдоноваторство; различные формы отклоняющегося поведения; альтернативные движения. Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодежь не просто приспосабливается к обществу, но и становиться субъектом социальной деятельности. Этот двусторонний подход делает молодежь не только зрителем, но инициативным автором исторических событий, человеческим фактором в развитии общества. Ибо важным критерием отличия зрелой личности от инфантильной является дифференцированность самооценки, способность самостоятельно принимать решения. «Успех» или «неудача» социализации очень часто зависят от методов, применяемых для ее осуществления. Бывает и так, что социализация терпит полное фиаско. Необходимо постоянно оказывать помощь молодежи в преодолении ее духовной слабости, растерянности и неприкаянности. Это требует разработки программы социализации вступающих в жизнь молодых поколений, что немыслимо без формирования вдохновляющего образа будущего, основанного на серьезном анализе всего хода как современного, так и предшествующего исторического развития, отказа от грубой политической тенденциозности. В некоторых публикациях последних лет навязывается точка зрения, согласно которой в «прежние времена молодежь выступала лишь объектом социализации, а главным принципом социализации оставался традиционализм т. Видимо, авторы подобных «открытий» совершенно не знакомы с социологической литературой 60-х годов, в которой аргументировано критиковалась недопустимость отношения молодежи лишь как к «объекту воспитания», а не как к субъекту социальной жизни. Где-то была и чрезмерная опека молодого поколения, воспитывающая инфантилизм, но именно молодежь первой ехала на целину, на сибирские стройки, защищала рубежи Родины. Об этом следует помнить. Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов семейного и вне семейного общения, искусства, средств массовой информации и др. На формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают следующие факторы: - Целенаправленное воздействие общества на личность, т. Это процесс целостного формирования, воспитания и становления молодежи как особой социальной группы на основе того круга специфических общественных отношений, в которые она включается при помощи всех видов всей общественно значимой жизнедеятельности. Молодежь не только и не столько объект воздействия со стороны общества и его социальных институтов, она — активный субъект социальной жизни. От ее сознания и самосознания, собственной социальной активности во многом зависит конечный «результат» социализации — молодой человек как явление должен «состояться». Таким образом, социализация молодежи осуществляется под общим воздействие социальных прежде всего, обще молодежных экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, происходящих в обществе. Проблемы социализации молодежи в России Становление личности представляет собой сложный и противоречивый процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется своими специфическими чертами и особенностями. Однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. Лучше сказать, что на различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. По — видимому, в детские годы наиболее интенсивно происходит физиологическое развитие человека, тогда как социальная и мировоззренческая компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальная и мировоззренческая компоненты, а физиологическая отступает на задний план. Абсолютизация какой-либо одной из этих компонент создает искаженное представление о формировании личности. Эту ошибку делают многие исследователи, пытающиеся проследить становление человеческой личности через призму какой-либо одной компоненты. Так возникают односторонние представления о личности и создаются иллюзии, которые часто можно обнаружить в современной литературе. Поэтому когда говорят о гармоническом развитии личности, речь должна идти о целостном рассмотрении всех указанных аспектов. Специфика взаимосвязи отдельных компонентов в ходе развития личности отражается и в характере деятельности. Скажем, игровая деятельность обычно не требует высокого уровня социализации и сформированности мировоззрения хотя они и не исключаются полностью. Учебно-производственный деятельности сопутствует возрастание роли социального фактора, а творчески преобразовательная деятельность предполагает наличие зрелого мировоззрения. Если в ходе развития личности отдельные фазы, по каким либо причинам выпадают, процесс оказывается необратимым. Такой индивид уже никогда не сможет сформироваться как полноценный человек. Об этом свидетельствует случаи, когда ребенок вырастал среди диких животных. По всей вероятности, становление личности в рамках того или иного общества социальной группы задается некоторой общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека. Схема эта оказывается довольно жесткой и специфичной, строго регламентированной во времени и пространстве и тем самым представляет собой как бы совокупность упорядоченных во времени и пространстве звеньев. Такая упорядоченность регулируется и обеспечивается на социальном уровне традициями, привычками, ритуалами, системами воспитания, обучения и пр. Разумеется, эта схема развития допускает известные вариации, но последние небеспредельны. В современном обществе индивид постоянно обогащает свои взаимосвязи с природой и обществом. Для ребенка сначала определяющим является контакт с матерью или отцом, затем эти контакты распространяются на нескольких человек в границах семьи; некоторое время спустя возникают группы сверстников; еще позже эти связи простираются на дошкольные учреждения, школу, вуз, производственный коллектив и т. Затем число контактов человека с другими людьми резко расширяется за счет овладения опосредованными связями через искусство, средства массовой информации и т. Причем роль опосредованных связей в формировании человека постоянно возрастает, и эти связи накладывают свой отпечаток на характер личности, на структуру ее мировоззрения. В каждой период своей жизни человек ориентируется на те или иные виды деятельности. Вся его жизнь представляет собой поток сменяющихся во времени актов деятельности, познания, творчества, преобразования социальных отношений, общения. И ориентированность человека, и его образ жизни будут, в конечном счете, определятся тем, на какую деятельность они будут направлены. Экономическая социализация может рассматриваться как процесс становления экономического сознания, освоения ролей, норм, навыков и ценностей экономического поведения. В онтогенезе экономическое сознание является одним из наиболее поздних формирований и формируется в тот период, когда человек оказывается вовлеченным или испытывает влияние во все фазы воспроизводства: производство, обмен, распределение, потребление. Не смотря на то, что в отрочестве и юношестве еще не всегда можно говорить о полных проявлениях вовлеченности молодежи в экономические отношения, тем не менее, они продолжают получать опыт взаимодействия с экономическим миром взрослых испытывают на себе его влияние. Экономическая социализация начинает развиваться уже в начале дошкольного возраста. Именно в этот период начинают закладываться специфические особенности когнитивных структур, навыки потребительского и трудового поведения, эмоционального отношения к экономической реальности. Личный опыт обращения ребенка с деньгами, включение ребенка в элементарные экономические отношения оказывает основное влияние на развитие экономических отношений и экономического поведения ребенка. Также к значимым факторам относятся образовательный уровень родителей и социально — экономический статус семьи. Сегодня в молодежной среде при прогнозах своего экономического будущего преобладает пессимистическая оценка. Студенты несколько больше, чем преподаватели, верят в возможность улучшения своего экономического положения, или останется таким, как и в настоящее время. Данный факт свидетельствует о несколько большей свободе выбора, не отягощенный житейским опытом. Одной из волнующих проблем у молодежи является оплата своих основных потребностей, экономность в тратах и самостоятельность в распределении своего дохода. В целом, для молодых характерен рациональный подход к трате денег и желание заработать большее количество денег. Отношение к современным экономическим реалиям у молодежи в целом формируется на отрицательном эмоциональном фоне. Нередко отсутствует понимание таких явлений как кредитная карточка, поскольку отсутствует сам факт ее наличия. Многие ответы свидетельствуют о недостаточно ясном понимании вопросов, отсутствии соответствующих экономических понятий. Среди студентов и преподавателей отмечается значительное количество отказов давать какие-либо оценки, что может свидетельствовать о наличии перестройки имевших место ранее сложившихся экономических и нравственно-этических представлений. Это во многом согласуется с данными, полученными Митиной в начале 90-х годов, что в свою очередь наводит на размышления, по, крайней мере, двум вопросам. Становление экономического сознания, формирование экономических представлений идет недостаточно динамично, по нашему мнению, из-за неустойчивости нынешней экономической ситуации, а это в свою очередь отягощается спецификой развития дальневосточного региона. В постсоветской России исчезла монополия единого и единственного политического союза молодежи. После поражения августовского путча 1991 года волна демократической эйфории резко повысила социально-политическую активность общества, в том числе и молодежи. Достигнув максимума, эта активность стала спадать, что сопровождалось исчезновением многих молодежных объединений, значительным уменьшением численности оставшихся. В настоящее время в Министерстве юстиции зарегистрировано 92 молодежные организации. Сегодня среди российской молодежи нет жесткого политического размежевания, и аполитичность выступает существенной чертой, характеризующей молодое поколение. По проведенному в июне 1996 года опросу только 1% студентов состоит в каких-либо партиях или движениях. Разуверившись во всех властных структурах, большинство молодых людей индифферентно относится к любым формам социально-политической деятельности. Молодежный электорат раздроблен не только по возрастным, но и по социальным группам, сильно отличающимся по своим интересам. Так, на выборах в Государственную Думу ни один блок или партия, кроме Яблока, не собрали даже 10% голосов молодых избирателей. В результате новой ситуации, возникшей вследствие запрета политической деятельности в трудовых и учебных коллективах, политика переместилась из производственной и учебной сферы в сферу свободного времени молодежи, и поставила новые молодежные организации в состояние конкуренции с традиционными досуговыми структурами. В конкретных российских условиях эта конкуренция оказалась неравной. Молодежные структуры не сумели завоевать ни признания, ни авторитета у широких слоев подрастающего поколения. И если около половины молодых людей считают целесообразным существование в России молодежных организаций, то лишь 7-10% сами готовы вступить в. Чаще всего, с точки зрения программной деятельности, молодежные союзы идут по пути ухода от политики в сторону выражения профессиональных интересов различных категорий молодого поколения. Среди наиболее крупных - Российская ассоциация профсоюзных студенческих организаций, объединяющая студентов 250 вузов. Выявилась еще одна тенденция: стремление к объединению свойственно преимущественно учащейся студенческой молодежи и молодой интеллигенции. Работающие же в производстве молодые люди не проявляют даже слабой заинтересованности в создании собственных объединений. Как показывают данные социологических исследований, чем масштабнее социальные преобразования, тем сильнее тенденция к образованию неформальных молодежных группировок. В настоящее время в молодежной среде можно выделить три ведущих тенденции. Первая характерна для молодых людей, занимающихся мелким бизнесом мажоры. Такие группы складываются в интересах деловых операций в основном, разовых и проведения свободного времени. Они ориентированы на легкое добывание денег и красивую жизнь. Вторая тенденция проявляется в деятельности люберов, гопников и т. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедыванием культа физической силы, ярко выраженной криминальной направленностью. Основу деятельности таких групп составляют мелкий рэкет и спекуляции. Третья группа наиболее многочисленна, но и наиболее размыта в своих границах. Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей. Они ориентированы на обеспечение себе в будущем нормальной жизни материального достатка и на продвижение по социальной и служебной лестницам. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимой предпосылки достижения цели. Описанные выше тенденции не являются исчерпывающим описанием современной молодежной среды. Ценностные ориентации перечисленных неформальных группировок нельзя назвать ни всеобщими, ни ведущими. Однако они являются отражением проблем общества и дают пищу для размышлений о том, каковы будут ценностные ориентации россиян ХХI столетия. Становление личности происходит в постоянном противоречии между потенциями умениями, навыками, интеллектом и тенденциями целями, стремлениями, планами. Наиболее важный и критический этап развития личности — юность. Он сталкивается с двумя жизненными основными задачами. Первая — самоопределение в профессиональной сфере: выбор профессии, овладение ею, вторая - создание своего круга общения, поиск друзей, любимого человека. Для того, что бы сделать правильный выбор, недостаточно знаний о внешнем мире, необходимо разобраться в себе, в своих личных особенностях, познать себя, свои возможности и способности. У личности есть три пути самопознания. Первый - оценки, мнения других людей. Действительно, в процессе общенияво время учебы, на работе нас постоянно оценивают, и мы оцениваем. Эти оценки бывают самыми элементарными кривая усмешка в ответ на какое либо замечание собеседника и сложными, например аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы профессиональной карьеры. Второй путь — это социальное сравнивание. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а, сравнивая, делает заключения о том, не отстал ли он от своих сверстников, своего поколения, понимают ли. Особенно часто это происходит в юности; потребность не отставать от других, быть на уровне времени для юных очень злободневна. Третий возможный путь — самооценка. Человек как бы из вне наблюдает за своими поступками и делает вывод об их мотивах, об отношениями с окружающими и о своих личностных качествах. Такой путь самопознания более сложен, чем первые два: человеку иногда приходиться специально конструировать особую ситуацию, а затем проверять себя в. Самопознание происходит на основании осознанных и часто интуитивных представлений о структуре личности, о тех элементах, из которых она складывается. Эти представления у большинства людей формируются в процессе овладения языком и усвоении обыденных представлений о личности. Реже — в результате знакомства с основами психологической теории личности. Сегодня российской молодёжи навязывается адаптационная схема «Будем жить, как живут молодые люди на западе». В качестве образца для подражания избирается человек, живущий сиюминутными нуждами, не задумывающийся, благодаря чему он живёт на земле и что оставит после. Однако этот стереотип вступает в противоречие с действительными потребностями молодёжи. Давно известно, что молодёжи нужны не только материальные блага, но и участие в осуществлении великого проекта. В среде современной молодёжи очень заметны проявления стихийного патриотизма, геополитического чутья на интуитивном уровне. Однако зачастую на фоне идеологического вакуума возникают деструктивные движения, мнимая романтика которых привлекательна. Бессмысленно противопоставлять свастике кока-колу. Свастике надо противопоставлять адекватные формы патриотизма. В "сытых странах" странах с благополучной гео-экономической и геополитической ситуацией навязывание культа наживы в итоге приводит к событиям, подобным тем, что имели место в 60-е гг. Если сравнить нынешнее социальное положение молодежи с ее положением в 1990 году, то наиболее радикальные изменения обнаруживаются в труде, образовании, материальном положении и досуге. Однако это не исключает нарастающей безработицы среди молодежи, значительная часть которой работает в государственном секторе. Конфликт между потребностью молодежи в трудоустройстве и дефицитом рабочих мест на рынке труда является наиболее актуальным. Молодые люди в возрасте до 30 лет, по данным государственной статистики, составляют около трети безработных, зарегистрированных на бирже труда. Особый размах приобрела скрытая безработица, создающаяся за счет простоев предприятий, вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели. Материальное положение молодых людей мало зависит от результатов труда, уровня образования, квалификации. Определяющим фактором является форма собственности. Хотя государственный сектор остается главным каналом социализации молодежи в сфере труда, в нем наблюдается устойчивая тенденция сокращения молодежной занятости. Если в 1990 году в частном секторе работало менее 5% молодых людей, то теперь в нем занят почти каждый пятый, и каждый десятый подрабатывает. И эта тенденция будет нарастать, поскольку за последние пять лет оценки престижа работы на государственных предприятиях снизились вдвое. Охранник на фирме, рядовая служащая в банке получают в десятки раз больше высококвалифицированного инженера, работающего на государственном предприятии, или ученого. Поэтому каждый второй молодой человек не считает справедливой получаемую им зарплату. Не менее опасным следствием подобной ситуации является уход молодежи из сферы материального производства в сферу распределения и обращения около 25% молодежи за последние годы перешло в сферу распределительных отношений. Экономическое предпринимательство, на котором, в основном, сконцентрировали свою энергию молодые люди, нередко имеет простые разновидности челночные операции, палаточная торговляориентированные на быструю адаптацию, краткосрочные вложения денег, получение немедленного вознаграждения. Для регионов, где происходит наибольшее сокращение капитальных вложений, характерны более пессимистические настроения молодых людей, значительно больше среди них случаев суицида. В конечном счете, неудовлетворенность условиями и содержанием труда, особенно в молодом возрасте, когда еще не сформировалась устойчивая потребность в труде, может привести, вообще, к формированию нежелания трудиться, к асоциальным формам жизнедеятельности, к уходу в мир криминала. По экспертным оценкам в России действует более 300 крупных преступных синдикатов и 1000 преступных молодежных банд. Участие в тех или иных преступных кланах и группировках становится для молодежи социально престижным занятием. В настоящее время более половины всех правонарушений совершается молодыми людьми. В российских мегаполисах до 30% социально опасных деяний совершается подростками моложе 14 лет. Возрастает доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем, числе правонарушений, совершенных малолетними преступниками. Причем среди них стали преобладать уголовные деяния с использованием различного оружия. В настоящее время число школьников, вооруженных разными видами холодного оружия и средствами самозащиты, составляет около 35%. В региональном разрезе наибольшая криминальная пораженность подростков характерна для Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, российского Севера. Здесь число преступлений несовершеннолетних на 100000 населения составляет от 4 до 6 тыс. В меньшей степени подростковая преступность распространена на Северном Кавказе, в Поволжье, в Центральном и Центрально-Черноземном регионах. В составе преступных деяний несовершеннолетних преобладают до 85% преступления против собственности кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества. Устойчивой чертой становится групповой характер преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Свыше 60% составляет доля групповых преступлений. В связи с прогнозируемым ухудшением уровня жизни, ростом наркомании и алкоголизма в обозримый период времени можно ожидать продолжение роста молодежной преступности. Криминальные тренды несовершеннолетних дают основание прогнозировать дальнейшее увеличение числа грабежей и разбоев, совершаемых организованными группами подростков. Преобладание данных видов преступлений отражает, с одной стороны, возросшее финансовое имущественное расслоение в общества, с другой - рост социальной нетерпимости и агрессивности. Возможно, психологические переживания подростков вследствие данных социальных процессов сублимируются в антисоциальные, криминальные формы поведения, которые ведут к конфликту с законом. Молодежная преступность начинает приобретать глобальный для российского общества характер. Следует отметить, что приведенные выше показатели характеризуют отнюдь не фактический, а только лишь регистрируемый уровень подростковой преступности. Для учета латентности необходимо показатели официальной статистики увеличить, как минимум, в 4 раза. Для поддержания правопорядка в дальнейшем государству потребуются крупные силы милиции и большие государственные расходы, которые невозможно будет обеспечить из-за кризисного состояния экономики. Это обусловит формирование милицейских подразделений, главным образом, из числа призывников. Таким образом, увеличится число работников правоохранительных служб, не имеющих профессиональной подготовки. В результате при интенсивном росте преступности будет падать эффективность правоохранительных органов Сопутствующее этому процессу вооружение гражданского населения приведет к массовому распространению социального вандализма, когда в социальных и бытовых спорах предпочтение будет отдаваться не силе аргументов, а оружию. Массовый правовой нигилизм молодежи на фоне разгула преступности может привести к введению чрезвычайных положений и мер, которые со временем станут обычной нормой жизни. Уже через несколько лет можно ожидать введение подобных мер в некоторых российских регионах, где нарастает вал преступности и социальный хаос. Конечно же, такая практика и реальность будут только отдалять Россию от гражданского общества. Данные ряда исследований свидетельствуют: низкая потребность молодых людей в труде непосредственно связана с низкой квалификацией молодежного труда. Можно обоснованно утверждать: процесс сокращения доли высококвалифицированного труда негативно отражается на социализации молодежи и способствует формированию низкой трудовой мотивации у молодых людей. Российские социологи справедливо полагают, что существование подобной тенденции в молодежной среде приведет к дальнейшему разрушению трудовой мотивации, без которой немыслим цивилизованный рынок. По мнению 40% молодых работников, их профессиональная квалификация деградирует. Низко оценивали возможность повысить профессиональную подготовку 39% респондентов в 1990 году и уже 45% в 1997 году. Суть её составила принудительная, в максимально сжатые сроки продажа десятков тысяч предприятий по остаточной стоимости без учета инфляции за ваучеры - своеобразный денежный эрзац. Специфическими особенностями этого процесса стали как его стратегия, так и условия осуществления. Стратегия приватизации свелась к стимулированию выгодности владения собственностью, а не её эффективному использованию. Другая особенность связана с российскими социальными реалиями: экономический кризис, трансформация государственного устройства и центробежные тенденции, возрастающая социальная напряженность в обществе, массовая криминализация. Все эти особенности предрешили во многом итоги приватизации. Большинство молодежи считает правильным шагом приватизацию небольших предприятий, кафе, магазинов, но отрицательно относится к приватизации основных средств производства - крупных заводов, фабрик и земли. Такие суждения основаны на том, что приватизация в сфере обслуживания и мелкого предпринимательства стала юридическим оформлением статуса собственников теми, кто и ранее здесь фактически распоряжался государственной собственностью - руководителями предприятий, отчасти высшим эшелоном администрации акционируемых предприятий. Много молодых людей продолжает отрицательно относиться к существованию частной собственности на землю. Они крайне враждебно воспринимают те привилегии, которые дает владение собственностью, а не служение обществу и государству. Подобные мнения молодых людей отражают массовые настроения, господствующие в обществе и предполагающие корректировку стратегии приватизации. При дальнейшем обострении социальных противоречий и полном игнорировании общественного мнения не исключено, что корректировка этой стратегии может принять стихийный характер и молодые люди примут самое активное участие в этом процессе. В целом итоги приватизации способствуют росту социального недовольства молодежи и несут потенциальную опасность социальных конфликтов. Социальная группа российских предпринимателей, возникшая в ходе макроэкономической трансформации, невелика, если соотносить её с численностью населения, с российской территорией и, главное, с финансовыми и материальными средствами, имеющимися в стране. В последнее время предпринимательство приобретает все более клановый и закрытый характер, становится менее социально мобильной группой. Возможно, это связано с экономическим кризисом или с достижением своих возможных социальных перспектив. Серьезным и новым экономическим фактором, требующим внимательного учета в ходе стратегического планирования, является безработица. Переход к рыночному хозяйству предполагает постоянное наличие какой-то части безработного населения. Число и состав безработных может меняться, но само явление при существующей экономической системе будет сохраняться как необходимый элемент рынка труда. Поэтому безработицу следует рассматривать не просто как социально негативное или позитивное явление, а как постоянно действующий социально-экономический фактор социализации молодежи. Сравнение этих двух показателей показывает, что более остро обстоит дело именно с молодежной безработицей. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах последние 5 лет колеблется в пределах 20-57%. В настоящее время среди безработных молодежь составляет более 600 тыс. Свыше 15% молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет вообще никогда не работали. Общая численность безработных превышает численность зарегистрированных безработных в 3,7 раза. Поскольку большое количество именно молодых людей, нуждающихся в работе, предпочитает не регистрироваться, то по экспертным оценкам их количество больше и может составлять почти половину всех безработных. Если в расчетах исходить из числа неработающей и не учащейся молодежи, то количество молодежи среди незанятого населения будет составлять около 2,5 млн. Молодежная безработица наиболее актуальна в республиках Дагестан, Горный Алтай, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Тува, Чувашия, Ингушетия; в Брянской, Псковской, Ивановской, Сахалинской областях. В 39 регионах уровень молодежной безработицы превышает средние по России показатели. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ в 13 регионах России году уровень молодежной безработицы превышал 40%. С учетом демографических и социальных процессов, протекающих в России, можно предположить, что безработица будет иметь тенденцию к дальнейшему омолаживанию и приобретать все более молодежный характер. Отмечается не только рост молодежной безработицы, но и увеличение ее продолжительности: в поисках работы молодежь проводит в среднем до 8 месяцев. В ряде таких регионов как Пензенская и Тамбовская области, республики Дагестан, Мордовия, Калмыкия, Северная Осетия, Ингушетия данный показатель на 30-50%. Особо остро проблема молодежной безработицы стоит в северных арктических территориях, что вызывает интенсивный отток молодежи отток из этих районов. По оценкам Международной организации труда, эффективность программ социальной помощи в России не превышает 19%, в то время, как в большинстве развитых стран и в некоторых странах Восточной Европы она достигает 30-50%. Возможно поэтому молодые люди все меньше надеются на социальную помощь со стороны государства и предпочитают не тратить время на регистрацию в соответствующих государственных службах. Также можно было предположить, что молодежь как социально активная группа в большей степени склонна самостоятельно решать проблему своего трудоустройства изменения своего социально-профессионального статуса. Однако мнение части опрошенной молодежи 44,1% склонялось к тому, что именно государство должно гарантировать работу каждому желающему. В этой группе почти 46% юношей и около 54% девушек. Другая часть молодых людей 31,9%, среди них мужчин - 60,0%, женщин - 40,0% полагает, что государство может не гарантировать работу, но обязано создать систему помощи безработным в трудоустройстве. Лишь только немногим более 12% молодежи юношей - 69,8%, девушек - 30,2% считает, что трудоустройство - личное дело каждого. Среди тех, кто ориентирован на самостоятельный поиск работы: - 12,6% составляла молодежь с неполным средним образованием, 14,6% - с полным средним и специальным образованием и 15,3% с высшим и незаконченным высшим образованием. С повышением образовательного уровня молодых людей возрастает социальная активность, появляется больше уверенности в возможности самостоятельного трудоустройства. Но образование постепенно становится платным и, в силу этого, малодоступным для значительного числа юношей и девушек. Почти треть высших учебных заведений в России является платными, их число будет увеличиваться. Полностью доступно платное образование лишь для 9,З% молодежи, а каждому второму оно недоступно. Половина опрошенных считает, что образование должно быть всеобщим и бесплатным. Частично оплачиваемые формы обучения допускают 26,5% опрошенных, и 17,4% готовы оплатить свое пребывание в Вузе при наличии гарантий заработка. Социальная политика российского государства в отношении высшего образования противоречит интересам большинства молодежи и создает возможность для возникновения социального конфликта. В настоящее время население Российской Федерации хорошо образовано. Две трети россиян имеют законченное среднее, высшее и незаконченное высшее образование. Образование стало традиционной ценностной ориентацией в массовом сознании, причем в глазах современной молодежи оно ценится больше, чем её предшественниками. Между тем, переход к системе платного образования при падении уровня жизни ограничивает возможности молодежи для продолжения учебы и получения качественного образования. Сохранение такого положения дел будет приводить к массовой интеллектуальной деградации молодой части населения России. Образовательные возможности и ориентации современной молодежи приведут через несколько десятилетий к снижению образовательных характеристик населения, количественному и качественному изменению состава российской интеллигенции, что сделает Россию пролетарской страной, где большая часть населения будет трудится в отраслях промышленности, технологически зависящих от научно-технических комплексов развитых стран. Начиная с 1991 года на протяжении ряда лет происходит снижение уровня жизни населения России. В 1990-м году к категории бедных, то есть к тем, у кого уровень доходов не превышал прожиточный минимум, относилось около 2% населения. В основном это были люди, попавшие в экстремальные и экстраординарные ситуации, вызванные стихийными бедствиями, национальными конфликтами, потерей кормильцев и т. Состояние бедности для ряда социальных категорий было, безусловно, болезненным, но временным состоянием. После либерализации цен инфляционного взрыва в 1992 году произошло резкое 50% падение личных доходов на душу населения, а также снижение объема и качества потребления благ и услуг. В итоге почти 18% молодых людей перешли в категорию бедных. В 1993-94 годах темпы снижения уровня жизни сократились и даже наметилась тенденция их стабилизации. Однако в 1995 году произошло снижение реальных доходов на 13%, заработной платы - на 26%. В этот год была рекордно низкая минимальная заработная плата, которая составляла приблизительно 10% от средней заработной платы. Бедным стал уже каждый пятый молодой человек. В результате экономической трансформации в настоящее время приблизительно 30% населения около 45,1 млн. Эта социальная группа увеличилась в сравнении с 1990 годом более чем в 15. По признанию молодых людей едва сводят концы с концами - 14%, хватает заработанных денег только на питание - 30%, на покупку недорогой одежды - 24,8%. Нужда стала устойчивым и воспроизводимым социальным явлением. Она принимает хронический характер для миллионов людей, причем не только оказавшихся в экстремальных условиях беженцев, вынужденных переселенцев, безработных, одиноких пенсионеров и других или испытывающих временные материальные затруднения учащиеся, студентыно и для вполне трудоспособных молодых граждан, которые раньше могли обеспечивать себя и еще оказать финансовую и материальную помощь своим близким, друзьям, коллегам по работе. Невыплата зарплаты воспринимается молодыми людьми не просто как нарушение их законных прав или злоупотребления со стороны хозяйственных руководителей. Многие из них относят это к издержкам новой социально-экономической системы. Сохранение этих проблем в дальнейшем приведет к росту отрицательного отношения молодежи к экономическим преобразованиям в российском обществе. Социальное расслоение ведет не только к финансово-материальной поляризации, но и выступает предпосылкой для поляризации и радикализации политических взглядов молодежи. Сохранение его будет способствовать росту радикальных политических суждений и экстремистских поступков молодых людей. Многие молодые люди полагают, что происходящая макроэкономическая трансформация российского общества усиливает и закрепляет социальное неравенство. Нарастающее в массовом сознании молодежи ощущение социальной несправедливости и социальной незащищенности сопровождается консолидацией молодых людей по признакам материального достатка. Ряд молодежных групп, члены которых находятся в худших материальных условиях, готовы объявить войну существующему обществу. В условиях происходящих экономических преобразований социальное расслоение среди молодежи по материальному признаку будет возрастать. Поскольку в молодежной среде нет единого представления о социальной справедливости, а имеющиеся взгляды на эту проблему базируются на пропагандировавшихся в течение многих десятилетий идей социальной уравниловки, возможно возникновение разногласий по поводу её достижения в процессе дальнейшей макроэкономической трансформации российского общества. В итоге увеличивается вероятность социальных конфликтов с участием молодежи. Профессиональные ориентации современной молодежи, распространенные на нынешнем этапе макроэкономической трансформации, дают основания для предположения о сохранении и даже увеличении тенденции оттока сельского населения. Прогнозируемые природно-климатические изменения будут благоприятными для России и приведут к снижению доли рискованного земледелия и увеличению земель, находящихся в сельскохозяйственном обороте. Сокращение численности сельского населения России при увеличении сельскохозяйственных угодий создаст условия и потребности для ввоза в страну иностранных сельскохозяйственных рабочих. Религиозная терпимость, опыт совместного сосуществования разных этносов создаст вполне комфортную обстановку для использования в сельском хозяйстве иностранной рабочей силы. Продажа земли в частную собственность повысит привлекательность не только для иностранных инвестиций, но и для эмиграции в Россию трудовых ресурсов из сопредельных перенаселенных стран. Не следует думать, что это коснется только слабо освоенных и малозаселенных регионов России - Дальнего Востока и Сибири. Демографические и экономические процессы, умонастроения современных молодых людей говорят о том, что данный сценарий макроэкономических перемен также возможен и для регионов средней полосы - российского Нечерноземья. Большинство работающих в России молодых людей являются промышленными рабочими. Это образованные и квалифицированные работники. Предприятия, на которых трудятся молодые люди, обеспечивали их не только заработной платой, но и жильем, медицинским обслуживанием, продовольствием, образованием, различными видами социально-экономической помощи. В результате макроэкономической трансформации предприятия машиностроения, электронной и легкой промышленности и некоторых других отраслей стали, в своем большинстве, нерентабельными. Многие из них простаивают и месяцами не выплачивают заработной платы. На тех предприятиях, где заработная плата выплачивается она крайне низка и не обеспечивает прожиточного минимума. Почти у половины молодых промышленных работников она ниже официального уровня бедности. Часть молодых работников, как наиболее мобильная возрастная группа, в поисках более высокого заработка оставляют свою работу. Кризис в промышленном производстве не только ведет к сокращению молодых квалифицированных рабочих, но и сокращает потенциал трудовых ресурсов для этой отрасли. Все больше учащейся молодежи ориентируется на работу в будущем в непроизводственной сфере. Отчасти это связано с падением престижности труда в производственной сфере и отчасти с уменьшением возможностей для получения профессионального образования. За 5 лет численность занятых в промышленности сократилось на 30%, в сельском хозяйстве - на 23,5%, в строительстве - 28,3%. В результате через 10-15 лет Россия перестанет иметь самостоятельную промышленную политику и будет страной с технологически несамостоятельным производством. У его представителей практически нет какой-либо значимой собственности, отсутствуют сбережения. Экономические перемены в результате макроэкономической трансформации подрывают его материальные основы. На своих флангах он растворяется в огромной массе населения, не имеющей ни структуры, ни корней. Присущие ему традиции, ценности, ориентации не разделяются современной молодежью. В силу этих причин он является социально бесперспективным. Формирование нового среднего класса, который будет опорой для власти, может занять длительный период времени. Выявленные тенденции макроэкономической трансформации в стране, направление эволюции экономических установок молодежи, которая со временем может составить основу этого класса, дают возможность предположить, что основной контингент среднего класса будут составлять через 15-20 лет в основном представители непроизводственной сферы. В результате трансформационных процессов в российском обществе разрушаются традиционные семейные структуры, резко уменьшилась их роль в жизни молодежи. Семья испытывает стрессовые нагрузки, многократно возросло число разводов. Большинство российских семей, как в городской, так и сельской местности являются малодетными. Подавляющая часть молодых людей ориентируется на то, чтобы иметь в будущем одного ребенка. Уровень рождаемости, который имел тенденцию к снижению на протяжении ряда лет, в последнее время резко упал. Низкий уровень рождаемости в сочетании со снижением продолжительности жизни ведет к сокращению численности населения. Возможное в ближайшем будущем абсолютное сокращение численности молодежи будет способствовать нарастанию темпов уменьшения населения, для которого территория России станет слишком велика и будет не под силу её экономическое освоение. Если не изменятся в ближайшее время социально-экономические условия и демографические настроения молодежи, то можно ожидать в ближайшие десятилетия, что российские села не выдержат массового сокращения населения, а экономика городов будет обречена на стагнацию. У современной молодежи практически полностью отсутствует стремление к любой общественной деятельности. В большинстве территорий России нет сильных общин или объединений по месту жительства, которые в гражданском обществе выполняют функции самоуправления. Также нет и традиций самоуправления. Молодые люди в своем большинстве скептически, а иногда иронически относятся к представительным органам власти. Более половины молодых людей считают, что нынешний состав Государственной Думы преследует исключительно корпоративные интересы. В результате выборов, независимо от их итога, в жизни большинства юношей и девушек не происходит никаких изменений. Между тем, их проведение негативно отражается на состоянии местного бюджета. Социальное недовольство юношей и девушек распространяется на выборные органы власти, которые в их представлениях становятся экономически дорогостоящими и малопрактичными. Молодежь, не связанная традициями идеологическими стереотипами, более прагматичная, чем старшее поколение, не видит особого смысла в. Возможно через 10-15 лет, при условии сохранения сегодняшних оценок молодых людей, произойдет отказ от системы представительных органов власти. В результате в российском обществе будет нарастать тенденции сокращения самоуправления и роста административно-командных методов руководства. Результаты проводимых социологических исследований, показывают, что молодые люди с большим недоверием относятся к любой идеологии. На смену бывшей ранее коммунистической идеологии в процессе макроэкономической трансформации фактически ничего не пришло, кроме провозглашения приверженности довольно расплывчатым и поверхностным в массовом сознании представлениям о демократии, свободном рынке, цивилизованном обществе. Вследствие всего этого, среди молодежи отсутствует какая-либо база для формирования массовых политических движений и партий. Молодые люди привыкают ориентироваться только на лидеров их обещания. Отсутствие уважения к закону, ожидания авторитарного правителя, восприятие социально-экономического неравенства как формы социального угнетения, недовольство политической системой и результатами макроэкономической трансформацией - все эти черты массового сознания сегодняшней молодежи сохранятся и проявятся у людей по мере их взросления. Психологически молодая часть населения страны будет готово к установлению авторитарного правления, которое получит исключительное право на произвол Заключение Личность раскрывается, прежде всего, с социальной стороны как представитель определенной исторической эпохи, включенный в систему общественных отношений. Поэтому важнейшие характеристики личности — социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях, и роли — устойчивые социальные функции, которые она выполняет. Статус характеризуется правами и обязанностями. Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудится и многое другое. Статус и роль ученика предполагает, что индивид должен овладеть знаниями. Казалось бы, статус и роли характеризуют личность лишь с внешней стороны, могут быть восприняты как нечто навязанное извне. Так бывает в случае, когда человек по своим психологическим качествам не соответствует порученной ему обществом или избранной им самим роли. Широко распространенный пример такого рода — это неправильный выбор профессии. Родители и педагоги должны, с одной стороны, бережно поддерживать зарождающие профессиональные интересы юношей и девушек квалифицированную помощь в этом им могут оказать психологис другой — готовить детей к любому труду — и физическому, и умственному, - без которого немыслима никакая профессия. И еще одно качество, необходимо для успешного профессионального становления личности да и в других сферах жизни без него не обойтись : умение преодолевать жизненные трудности. Мега тенденции в социально-экономической сфере и смена поколений, в итоге которой через 10-15 лет основные позиции в российском обществе будут принадлежать сегодняшним молодым людям, предопределяют некоторые исходы процесса трансформации российского общества. Ценностные ориентации, экономические убеждения и другие сущностные характеристики, полученные в молодом возрасте в процессе социализации, сохраняются большей частью на протяжении всей жизни, хотя и могут претерпевать некоторые изменения. Социально-экономические мега тенденции действуют на протяжении десятков лет. Эти особенности дают основания для использования их в процессе стратегического планирования макроэкономической трансформации российского общества. Но, абсолютизировать предложенные варианты социально-экономического прогноза и рассматривать их в качестве неизбежного финала, было бы глубоко ошибочно. Данные прогнозы, предложенные на основе экстраполяции тенденций макроэкономической трансформации и массового сознания молодежи, необходимо рассматривать только как один из многочисленных вариантов возможного социально-экономического развития страны, который необходимо учитывать в процессе стратегического планирования с тем, чтобы избежать наиболее негативных последствий. Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступностью несовершеннолетних в условиях сверхкрупного города. Демографический прогноз населения России разработан Госкомстатом Российской Федерации с учетом сложившейся ситуации и ожидаемых тенденций изменения рождаемости, смертности и миграции населения страны. За базу расчета принято все население России на 1 января 1995 года. Проблемы социализации современной молодежи Оренбург. «Проблема молодежи в новых экономических условиях Условиях, Уфа. «Социология лицом к лицу с проблемами молодежи». Данные мониторинга социально-экономического положения молодежи и её политических ориентаций. НГ-Наука НГНэлектронная версия приложения к "НГ" ЭВНГН. Положение молодежи в Российской Федерации: 2002 год. Доклад Государственного Комитета Российской Федерации по делам молодежи Правительству Российской Федерации. Социально-экономическое положение российской молодежи: реальность и тенденции. Современная Западня социология Архитектоника власти или о том, как избежать государственной близорукости. Занятость и рынок труда на современном этапе развития. Фролова 6-е издание перераб. «Элементарные понятия социологии» Экономические реформы в России: итоги первых лет 1991-1996. Penguin Books, 1984 31. Robertson Ian Sociology 2td.



copyright © autodriv.ru